Главное меню:
«Люди на болоте» — советский художественный фильм 1981 года, снятый по одноимённому роману Ивана Мележа о становлении Советской власти в полесской деревушке Курени.
Съёмочная группа:
- Автор сценария: Виктор Туров
- Режиссёр: Виктор Туров
- Оператор: Дмитрий Зайцев
- Композитор: Олег Янченко
- Художники: Евгений Игнатьев, Алим Матвейчук
- Производство: Беларусьфильм
- Премьера: февраль 1982 (кино), 12 января 1988 (ТВ)
- Награды:
Главный приз и диплом фильму, приз за женскую роль (Е.Борзова), приз СК Эстонской ССР ВКФ-82 в Таллине;
Приз за лучший актерский ансамбль МКФ в Карловых Варах-82;
Специальный приз МКФ в Маниле-83;
Государственная премия СССР (1984) - сценарист и режиссер В.Туров, оператор Д.Зайцев, художник Е.Игнатьев, композитор О.Янченко, актеры: Е.Борзова, Г.Гарбук, Ю.Горобец.
В ролях:
- Елена Борзова — Ганна Чернушка
- Юрий Казючиц — Василь Дятлик
- Геннадий Гарбук — Тимох Чернушка, отец Ганны
- Ольга Лысенко — жена Тимоха Чернушки
- Гелена Ивлиева — Циля
- Мария Захаревич — Анна
- Виктор Манаев — Алёша Губатый
- Эдуард Горячий — чекист Харчев
- Виктор Шульгин — Дометик
- Татьяна Мархель — Дометиха
- Юрий Горобец — Халимон Глушак (Корч)
- Лилия Давидович — Глушачиха
- Борис Невзоров — Евхим Глушак, старший сын Халимона
- Дмитрий Харатьян — Степан Глушак, младший сын Халимона
- Августин Милованов — Зубрич
- Леонид Дьячков — Ахрем Грибок
- Валентина Петрачкова — Адарья Грибкова
- Евгений Иловайский — Апейка, председатель райисполкома
- Александр Мороз — Миканор
- Нина Тер-Осипян — Голда
- Марина Яковлева — Хадоська
- Фёдор Шмаков — Зайчик
- Виктор Гоголев — Рудый
- Стефания Станюта — знахарка
- Светлана Кузьмина — Алёна Дятлик
- Павел Кормунин — дед Денис
- Всеволод Платов — Игнат
- Афанасий Кочетков — Дубодел
В 1920-е годы в глухие места полесских болот пришла Советская власть. Однако зажиточные хозяева деревушки Курени не собирались отдавать свои земли крестьянам. Банды запугивали людей. Но крестьяне сделали первый шаг: всей деревней они вышли прокладывать гать через болото — дорогу к новой жизни…
* * *
Перед режиссером, собравшимся перевести книгу Мележа на экран, было несколько путей. Можно было увлечься самобытным национальным колоритом, красочными крестьянскими обрядами и сделать ленту в духе «поэтического кино». Можно было выделить трагические линии судеб Ганны Чернушко, разлученной с любимым — бедняком Василем — и отданной замуж за нелюбимого богатея Евхима Глушака, и ее подруги Хадоськи, чья жизнь была бездушно изломана этим самым кулацким сынком Евхимом. А можно было целиком сосредоточиться на социальных преобразованиях и жестоких классовых боях, происходивших в 20-е годы в белорусской деревне. Виктор Туров выбрал самый, пожалуй, трудный путь экранизации масштабного романа — «без потерь», во всей его многоплановости.
Итак, на экране — туманные, диковатые полесские равнины, холодно поблескивающие разливы воды, песчаные острова, почерневшие от старости и вечных дождей хаты деревень. Скудная, трудная, но кровно родная, а потому любимая земля полещуков. С экрана звучит своеобразный говор жителей Полесья, нежные, грустные их песни. Нам открывается полесский быт, воспроизведенный с чисто этнографической точностью и подробностью. Мы видим, как сложно, противоречиво и неотвратимо входит в веками устоявшуюся жизнь новое, как отзывается история в человеческих судьбах.
Поэзия и патетика, среда и быт, история и человеческие судьбы — все это в киноповествовании Виктора Турова сплавлено воедино тем, что и «позвало» режиссера в книге Мележа, тем, что сделало для него экранизацию романа настоятельной необходимостью. Это глубоко осознанная и глубоко личная пристрастность художника ко всем голосам и краскам родной земли, к каждому проявлению народного характера и творческой силы народа.
«Спутник кинозрителя», февраль 1982 года
* * *
Снимал ли я картину на современную тему или обращался к классической литературе, с годами все настойчивее ощущал я желание рассказать о земле, где родился, вырос, живу. Глубже понять и осознаннее полюбить эту землю помогла мне «Полесская хроника» нашего прекрасного писателя Ивана Мележа. А роман «Люди на болоте» из «Полесской хроники» многие годы был для меня тем желанным и зовущим произведением, которое могло бы помочь осуществлению моей мечты.
Виктор Туров
Первая серия
Вторая серия
Третья серия
Четвёртая серия
Пятая серия
Шестая серия
Седьмая серия
Восьмая серия