«Люди на болоте» — советский художественный фильм 1981 года, снятый по одноимённому роману Ивана Мележа о становлении Советской власти в полесской деревушке Курени.

Съёмочная группа:

  • Автор сценария: Виктор Туров
  • Режиссёр: Виктор Туров
  • Оператор: Дмитрий Зайцев
  • Композитор: Олег Янченко
  • Художники: Евгений Игнатьев, Алим Матвейчук

  • Производство: Беларусьфильм
  • Премьера: февраль 1982 (кино), 12 января 1988 (ТВ)
  • Награды:
    Главный приз и диплом фильму, приз за женскую роль (Е.Борзова), приз СК Эстонской ССР ВКФ-82 в Таллине;
    Приз за лучший актерский ансамбль МКФ в Карловых Варах-82;
    Специальный приз МКФ в Маниле-83;
    Государственная премия СССР (1984) - сценарист и режиссер В.Туров, оператор Д.Зайцев, художник Е.Игнатьев, композитор О.Янченко, актеры: Е.Борзова, Г.Гарбук, Ю.Горобец.

В ролях:

  • Елена Борзова — Ганна Чернушка
  • Юрий Казючиц — Василь Дятлик
  • Геннадий Гарбук — Тимох Чернушка, отец Ганны
  • Ольга Лысенко — жена Тимоха Чернушки
  • Гелена Ивлиева — Циля
  • Мария Захаревич — Анна
  • Виктор Манаев — Алёша Губатый
  • Эдуард Горячий — чекист Харчев
  • Виктор Шульгин — Дометик
  • Татьяна Мархель — Дометиха
  • Юрий Горобец — Халимон Глушак (Корч)
  • Лилия Давидович — Глушачиха
  • Борис Невзоров — Евхим Глушак, старший сын Халимона
  • Дмитрий Харатьян — Степан Глушак, младший сын Халимона
  • Августин Милованов — Зубрич
  • Леонид Дьячков — Ахрем Грибок
  • Валентина Петрачкова — Адарья Грибкова
  • Евгений Иловайский — Апейка, председатель райисполкома
  • Александр Мороз — Миканор
  • Нина Тер-Осипян — Голда
  • Марина Яковлева — Хадоська
  • Фёдор Шмаков — Зайчик
  • Виктор Гоголев — Рудый
  • Стефания Станюта — знахарка
  • Светлана Кузьмина — Алёна Дятлик
  • Павел Кормунин — дед Денис
  • Всеволод Платов — Игнат
  • Афанасий Кочетков — Дубодел

В 1920-е годы в глухие места полесских болот пришла Советская власть. Однако зажиточные хозяева деревушки Курени не собирались отдавать свои земли крестьянам. Банды запугивали людей. Но крестьяне сделали первый шаг: всей деревней они вышли прокладывать гать через болото — дорогу к новой жизни…

* * *
Перед режиссером, собравшимся перевести книгу Мележа на экран, было несколько путей. Можно было увлечься самобытным национальным колоритом, красочными крестьянскими обрядами и сделать ленту в духе «поэтического кино». Можно было выделить трагические линии судеб Ганны Чернушко, разлученной с любимым — бедняком Василем — и отданной замуж за нелюбимого богатея Евхима Глушака, и ее подруги Хадоськи, чья жизнь была бездушно изломана этим самым кулацким сынком Евхимом. А можно было целиком сосредоточиться на социальных преобразованиях и жестоких классовых боях, происходивших в 20-е годы в белорусской деревне. Виктор Туров выбрал самый, пожалуй, трудный путь экранизации масштабного романа — «без потерь», во всей его многоплановости.
Итак, на экране — туманные, диковатые полесские равнины, холодно поблескивающие разливы воды, песчаные острова, почерневшие от старости и вечных дождей хаты деревень. Скудная, трудная, но кровно родная, а потому любимая земля полещуков. С экрана звучит своеобразный говор жителей Полесья, нежные, грустные их песни. Нам открывается полесский быт, воспроизведенный с чисто этнографической точностью и подробностью. Мы видим, как сложно, противоречиво и неотвратимо входит в веками устоявшуюся жизнь новое, как отзывается история в человеческих судьбах.
Поэзия и патетика, среда и быт, история и человеческие судьбы — все это в киноповествовании Виктора Турова сплавлено воедино тем, что и «позвало» режиссера в книге Мележа, тем, что сделало для него экранизацию романа настоятельной необходимостью. Это глубоко осознанная и глубоко личная пристрастность художника ко всем голосам и краскам родной земли, к каждому проявлению народного характера и творческой силы народа.


«Спутник кинозрителя», февраль 1982 года

* * *
Снимал ли я картину на современную тему или обращался к классической литературе, с годами все настойчивее ощущал я желание рассказать о земле, где родился, вырос, живу. Глубже понять и осознаннее полюбить эту землю помогла мне «Полесская хроника» нашего прекрасного писателя Ивана Мележа. А роман «Люди на болоте» из «Полесской хроники» многие годы был для меня тем желанным и зовущим произведением, которое могло бы помочь осуществлению моей мечты.

Виктор Туров

Первая серия

Вторая серия

Третья серия

Четвёртая серия

Пятая серия

Шестая серия

Седьмая серия

Восьмая серия