Документальный фильм, снятый в 1963 году на Центральной студии документальных фильмов.
Над фильмом работали:
- Роман Кармен, Александр Новогрудский (авторы сценария)
- Роман Кармен, Василий Катанян, Леонид Махнач, Иосиф Посельский (режиссёры)
- Владимир Цитрон, Игорь Бганцев, Леонид Котляренко (операторы)
- Александр Локшин, Алексей Муравлёв (композиторы)
- Тамара Вдовина, Леонид Хмара (дикторы)
Ещё в 1920-е Григорий Болтянский призывал кинематографистов снимать фильмы, обобщающие пройденные этапы развития кино. Тогда ему не вняли, но спустя годы появилось несколько таких картин: «20 лет советского кино» (1940), «Наше кино» (1940), «20 лет советского звукового кино» (1947), «30 лет советского кино» (1949). Фильм, снятый известными документалистами Романом Карменом, Василием Катаняном, Леонидом Махначом, Иосифом Посельским, их объединяет, берёт понемногу из каждого, пытаясь объять все виды и жанры кино: авангард 1920-х, хронику, киноэпопеи, драмы, приключенческие фильмы и музыкальные комедии, рисованную и кукольную анимацию, научное кино. Чётко следуя по хронологии истории советского кино, авторы фильма обильно сдабривают его отрывками из знаковых картин: «Броненосец “Потемкин”», «Мать», «Путёвка в жизнь»; включают в него хронику, запечатлевшую Александра Шорина и Павла Тагера, изобретателей советской системы звукового кино; Максима Горького, произносящего речь о развитии кинематографа; показывают работу различных киностудий страны.
Отдельного внимания заслуживают разбросанные по фильму эпизоды с рабочими моментами съёмок известных картин: Фридрих Эрмлер во время работы над «Встречным»; Василий Лебедев-Кумач, исполняющий под аккомпанемент Исаака Дунаевского песню к «Богатой невесте»; Вера Марецкая, произносящая в пробном дубле знаменитую речь из фильма «Член правительства»; Сергей Бондарчук, командующий массовкой на съёмках «Войны и мира»; Евгений Еней в павильоне, где снимается «Гамлет»,— декорации построены по его эскизам.
Но в не меньшей степени, чем режиссёрам и звёздам кино, «Волшебный луч» посвящён кинозрителю. Как и в «Рождении кино» Ленара, здесь также присутствует реконструкция ранних киносеансов (изображён некий условный «Иллюзион», где идёт «Политый поливальщик»), и всё же по большей части фильм изобилует хроникальными кадрами — толпы зрителей, идущих на «Чапаева» или в круговую кинопанораму, собравшихся на народный кинофестиваль или зрительские конференции. В одном из эпизодов мы видим кинопоказ где-то в ауле, а в другом появляется Иннокентий Смоктуновский, читающий приходящие ему мешками письма от поклонников. Этот своеобразный «гимн» кинозрителю несколько стихает в неожиданно проникновенной, специально снятой сцене: ученики средних классов пишут сочинение о любимом киногерое, и мы видим, о каких именно героях они могли бы грезить.
Присутствует в «Волшебном луче» и техническая составляющая кинематографа. Показано, как создаются комбинированные киноизображения, как делаются спецэффекты с помощью макетов. Нужно сказать, что именно с таких «разоблачений» и началась когда-то история документальных фильмов о кино. В 1920-е как в СССР, так и в Германии, США и других странах повсеместно выходили учебные культурфильмы, в подробностях рассказывающие о том, из чего состоит киноаппарат, как снимается фильм. Несмотря на кажущуюся специфичность подобного материала, тогда это пользовалось у зрителей успехом, а киногазеты в СССР и вовсе утверждали, что такого рода фильмы необходимо выпускать как можно чаще, дабы просветить зрителей обо всех деталях кинопроизводства и упразднить распространившееся среди них поверье, что любой человек сам спокойно может снимать кино или играть в нём.
Юбилейные фильмы всегда находили своего благодарного зрителя. «Волшебный луч» хоть и вышел в ограниченный прокат, но тем не менее привлёк к себе внимание: о нём много писали, его рекомендовали смотреть в школах как ученикам, так и учителям. В нём находили недостатки, но при этом отмечали усердие создателей и энергичный монтаж.
Андрей Икко
старший искусствовед Госфильмофонда России